Страница:
8 из 305
Бартанура же считает, что причиной
установления обязанности делать бдикат-хамец было другое опасение: как
бы во время Песаха еврей случайно не нашел у себя оставшуюся аппетитную
булочку, не раскаялся в том, что отказался от своих прав на нее и не решил бы
ее сьесть, тем самым преступив запрет Торы.
Авторы "Тосафот"
придерживаются иной точки зрения. Возражая против объяснения Раши, они ссылаются
на то, что, по букве закона Торы, мысленного отречения от своего хамеца вполне
достаточно. Но если так, то для чего же мудрецы обязали совершать бдикат-хамец!
Авторам "Тосафот" представляется, что основанием для этого
явилась боязнь, как бы еврей не нашел в Песах случайно затерявшийся хамей,
и не съел бы его МАШИНАЛЬНО, как в течение всего года привык есть хамей,
- не задумываясь. По этой же самой причине - что человек целый год спокойно
ест хамей, - мудрецы и усложнили закон о хамеце: по Торе, он начинается
лишь с казаита, мудрецы же запретили его даже в самом малом количестве.
Возможно, мудрецы сделали исполнение запрета о хамеце гораздо более
строгим, чем требует Тора, и обязали еврея собирать у себя весь хамей, и
уничтожать его даже после того, как он мысленно отрекся от своих прав на него,
еще по одной причине. А именно - из-за того, что сама Тора относится к хамецу
в Песах особо серьезно и обусловливает это целыми двумя запретами: хамеца
никто не должен ВИДЕТЬ во владении еврея и хамец НЕ ДОЛЖЕН НАХОДИТЬСЯ
во владении еврея.
|< Пред. 6 7 8 9 10 След. >|