Страница:
6 из 305
Рамбам
объясняет, почему в последовательности трактатов Мишны "Псахим" идет
сразу за трактатами "Шабат" и "Эйрувин": потому что в главе
Торы о праздниках Песах упоминается сразу после Субботы, а также потому,
что заповедь о Песахе - первая заповедь, данная Всевышним народу Израиля
через Моше. Но почему этот трактат назван "Псахим" (то есть "Песахи",
во множественном числе), а не "Песах"?
Наиболее простой из ответов - потому что
в нем рассматриваются как законы празднования "первого", основного
праздника Песах, так и законы, связанные со "вторым Песахом", Песах
шейни.
Гамеири, однако, рассказывает, что во
времена гаонов этот трактат разделили на два. Один из них, включавший
первые четыре главы и главу десятую, рассматривал законы о хамеце, маце и
проведении седера, а второй, состоявший из глав с пятой по девятую, был
целиком посвящен жертвоприношению песах. Первый из этих трактатов
называли "Песах ришон", то есть "Первый [трактат о]
Песахе", а второй - "Песах шейни", "Второй [трактат о]
Песахе". Когда же их вновь объединили вместе, то весь трактат в целом
стали называть "Псахим", во множественном числе.
Глава первая
Мишна первая
В НОЧЬ НА ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ нисана ПРОВЕРЯЮТ
наличие ХАМЕЦА ПРИ СВЕТЕ СВЕЧИ. КАЖДОЕ МЕСТО, КУДА НЕ ЗАНОСЯТ ХАМЕЦ, ПРОВЕРКИ
НЕ ТРЕБУЕТ. А ПОЧЕМУ мудрецы СКАЗАЛИ О ДВУХ РЯДАХ бочек В ПОГРЕБЕ? Они имели в
виду МЕСТО, КУДА ЗАНОСЯТ ХАМЕЦ.
|< Пред. 4 5 6 7 8 След. >|