Шаманизм: Архаические техники экстаза   ::   Элиаде Мирча

Страница: 548 из 718

Можно, кажется, даже говорить об архетипе "экзистенциального осознания", присутствующем как в экстазе первобытного шамана или мистика, так и в переживании Эра Памфилийца и всех остальных визионеров древнего мира, познавших уже здесь, на этомэтапе, загробную судьбу человека 68 .

Скифы, кавказские народы, иранцы

Геродот 69 оставил нам хорошее описание погребальных обычаев скифов. По окончании погребальных церемоний приступали к очищениям: на раскаленные камни бросали коноплю и вдыхали дым от нее; "скифы издают неистовые вопли удовольствия, находясь в этом дыму" 70 . Карл Мейли 71 очень хорошо осветил шаманский характер этого погребального очищения; культ умерших, использование конопли, удушье и "крики" составляют по сути специфический религиозный комплекс, целью которого мог быть только экстаз. Мейли 72 в связи с этим приводит описание Радловым подобного обряда на Алтае, во время которого шаман провожает в Ад душу умершей сорок дней назад женщины. В описании Геродота не обозначен шаман-проводник душ: он говорит только об очищениях, наступающих после погребальных церемоний. Но такие очистительные церемонии у многих тюрко-татарских народов совпадают с проводами шаманом умершего в его новое обиталище, Ад.

Меули обратил внимание на "шаманскую" структуру скифских загробных верований, на таинственную "женскую болезнь", которая, согласно легенде, рассказанной Геродотом 73 , превратила многих скифов в "Энареев" и которую швейцарский ученый сравнивает с андрогинией сибирских и североамериканских шаманов 74 , а также на "шаманское" происхождение Аримаспеи, и даже всей эпической поэзии вообще. Обсуждение этих мнений мы оставляем более компетентным специалистам.

|< Пред. 546 547 548 549 550 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]