Шаманизм: Архаические техники экстаза   ::   Элиаде Мирча

Страница: 550 из 718

Действительно, в иранской погребальной мифологии существенную роль играет Мост Чинват 79 ; переход через него в некотором смысле определяет предназначение души и является трудным испытанием, структурно равнозначным инициационному: Мост Чинват является как бы "многогранной балкой" 80 и разделен на несколько переходов; для праведных он просторный, "девять копий в ширину", а для безбожников - узкий, как "лезвие бритвы" 81 . Мост Чинват находится в "Центре Мира". В "Центре Земли", "на высоте 800 людей" 82 возвышается Какад-и-Даитик, "Пик Суда", а Мост Чинват тянется от Какад-и-Даитик до самого Эльбруса; это означает, что мост соединяет в "Центре" Землю и Небо. Под Мостом Чинват открывается отверстие Ада 83 : традиция представляет его как "продолжение Эльбруса" 84 .

Перед нами "классическая" космологическая схема трех космических областей, соединенных центральной осью (Колонна, Древо, Мост и т. д.). Шаманы свободно передвигаются между тремя зонами; умершие должны пройти через мост во время своего путешествия в потусторонний мир. Этот погребальный мотив мы неоднократно встречали и еще не раз встретим. В иранской традиции (по крайней мере в той форме, которая сохранилась после реформы Заратустры) существенным является то, что во время перехода души через мост происходит своеобразная битва между демонами, которые пытаются сбросить ее в Ад, и препятствующими им духами-покровителями (которых для этого призывают родственники умершего): это Аристат, "проводник земных и небесных существ", и добрый Вайу 85 .

|< Пред. 548 549 550 551 552 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]