Шаманизм: Архаические техники экстаза   ::   Элиаде Мирча

Страница: 551 из 718

На мосту Вайу поддерживает души набожных людей; души мертвых также приходят на помощь 86 . Функция проводника душ, которую выполняет Вайу, может отражать "шаманскую" идеологию.

В Гатхах трижды упоминается этот переход через Мост Чинват 87 . В двух первых фрагментах Заратустра, согласно интерпретации Ниберга 88 , говорит о себе как о проводнике душ: те, кто соединился с ним в экстазе, легко пройдут через мост; безбожники, его противники, навсегда останутся "жителями дома Зла". Мост служит, по существу, не только переходом для умерших; он является, кроме того, - и мы неоднократно встречали его в этом значении - дорогой экстатиков. Именно в состоянии экстаза Арда Вираф переходит через Мост Чинват во время своего мистического путешествия. Согласно интерпретации Ниберга, Заратустра должен был быть экстатиком, очень близким к "шаману" по религиозному опыту. Шведский ученый считает, что в гатхическом термине мага можно найти доказательство того, что Заратустра и его ученики вызывали религиозные переживания посредством хорового ритуального пения, которое они совершали в закрытом, специально для этого отведенном пространстве 89 . В этом особом священном пространстве (мага) становилось возможным сообщение между Небом и Землей 90 , то есть, согласно повсеместно распространенной диалектике 91 , священное пространство становится "Центром". Ниберг подчеркивает тот факт, что это сообщение было экстатической природы, и именно мистические переживания "певцов" сравнивает с настоящим шаманизмом.

|< Пред. 549 550 551 552 553 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]