Страница:
132 из 403
Сторонники мирской дхармы , которые в действительности не верят в существование Бога, считают поклонение Ему одним из аспектов нравственности. Даже такой закоренелый атеист, как Конт, соглашается с тем, что почитание Бога очищает сознание. Таким образом, все виды поклонения Богу, рекомендованные на пути мирской религиозности, а также медитация на образ Бога, предписанная йога-шастрами , по самой своей сути материальны. Что же касается вайдхи-бхакти , или регламентированного преданного служения, которое описано в бхакти-шастрах , то оно всецело духовно, то есть представляет собой апаварга-дхарму .
Глубоко проанализировав обе концепции, можно прийти к выводу о том, что между мирской дхармой (будь то смарта- или найтика-дхарма ), предусматривающей мотивированное поклонение Богу, и духовной дхармой , провозглашающей безраздельную преданность Господу, существует огромная разница. Разница заключается не в формах деятельности или совершаемых обрядах, а в сознании. Неверующие моралисты и смарты , ставящие превыше всего правила нравственности, пытаются ограничить религиозную жизнь рамками дхармы , артхи и камы . Но те, кто избрал путь вайдхи-бхакти , расширяют границы дхармы , артхи и камы , включая в них цели, которые полностью духовны и не имеют ничего общего с материей. Поэтому говорится, что духовная дхарма включает в себя мирскую дхарму , или нравственные принципы. Найтика-дхарма , достигая высшей ступени развития, превращается в духовную дхарму [3_1_3] . Чтобы мирская дхарма расцвела и стала духовной дхармой , в нее необходимо включить преданность Богу.
|< Пред. 130 131 132 133 134 След. >|