Страница:
169 из 403
Однако многое из того, что включает в себя карма-канда , например, поклонение многочисленным полубогам ради получения наслаждений, оказание почестей мирским людям, ритуальное убийство животных и отношение к окружающим в соответствии с их происхождением, противоречит принципам преданного служения. Поклонение Господу, привязанность только к духовному, служение вайшнавам и брахманам с учетом их качеств, а не касты, милосердие и доброта ко всем живым существам — вот некоторые характерные черты бхакти .
Но как описанная до этого система варнашрамы соотносится с вайдхи-бхакти ? Нужно ли посвятить себя вайдхи-бхакти полностью, пренебрегая заповедями варнашрама-дхармы , или же следует с помощью вайдхи-бхакти взращивать в себе преданность Богу, продолжая при этом выполнять предписанные варнашрамой обязанности? Как уже говорилось, варнашрама-дхарма предоставляет человеку возможности удовлетворять потребности тела, развивать умственные способности, заниматься общественно полезным трудом, а также изучать духовную науку — и все это для того, чтобы развить чистую преданность Богу [3_4_3] . До тех пор пока душа находится в оковах материального тела, заповеди варнашрамы для нее обязательны. Против этого трудно возразить, так как, если человек не совершенствуется в физическом, умственном, социальном и духовном отношении, он неизбежно деградирует. Заповеди варнашрамы помогают человеку избежать деградации, поэтому их необходимо тщательно соблюдать. Но этим наши обязанности не ограничиваются. Следуя заповедям варнашрамы , нужно развивать в себе бхакти .
|< Пред. 167 168 169 170 171 След. >|