Страница:
54 из 403
Основоположник философии майявады Шанкарачарья необоснованно приуменьшил важность омкары и провозгласил махавакьей второстепенные ведические афоризмы: ахам брахмасми — «Я — Брахман», прагьянам брахма — «Брахман суть знание», тат твам аси — «Ты — Брахман» и экам эва адвития — «Есть лишь одно духовное существо». Желая скрыть значимость пранавы , которая лежит в основе всех Вед и символизирует чистую преданность Богу, Шанкарачарья особо выделил эти четыре афоризма и с их помощью обосновал философию кевала-адвайты , которая утверждает, что джива тождественна Господу.
Согласно учению Шанкарачарьи обусловленное существование дживы — это лишь иллюзия, вызванная майей . Брахман попадает под влияние иллюзии, а освобождение означает для дживы свободу от влияния майи . Таким образом, Шанкарачарья попытался избежать упоминания об отношениях дживы с Верховным Брахманом. Поскольку эта философия не отражает смысла Вед, Мадхвачарья на основе других ведических афоризмов сформулировал доктрину двайты . Но поскольку Мадхвачарья упустил из вида некоторые важные высказывания Вед, его учение не объясняет взаимоотношения дживы и Бога до конца. То же самое относится к вишишта-адвайте Рамануджачарьи и двайта-адвайте Нимбаркачарьи. В философии Вишнусвами, шуддха-адвайте , также есть некоторая неопределенность [1_5_5] . Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху, желая доказать вечную природу любви к Богу, сформулировал философскую доктрину ачинтья-бхеда-абхеды , которая наиболее полно объясняет взаимоотношения дживы и Бога.
|< Пред. 52 53 54 55 56 След. >|