Страница:
58 из 403
Поскольку джива является вечно совершенным духовным существом, она не имеет ничего общего с материальным рабством и сопряженными с ним страданиями. Страдания приходят к дживе в результате того, что она ошибочно отождествила себя с материальным телом. Веды сравнивают это ложное самоотождествление с тем, как человек по ошибке принимает веревку за змею или кусочек перламутра за серебро. Не понимая подлинного смысла этой аналогии, майявади утверждают, будто само существование дживы представляет собой иллюзию, в которой находится Брахман. Когда ученик по милости истинного духовного учителя поймет, что два упомянутых примера относятся не к так называемому иллюзорному существованию дживы , а к неправильному отождествлению себя с тонким и грубым телом, можно сказать, что он на правильном пути.
Разница между теориями преобразования ( паринамы ) и иллюзии ( виварты ) заключается в следующем. Когда тот или иной предмет в силу каких-то причин претерпевает изменение, это называют паринамой или викарой . Примером тому служит молоко, которое, скисая, превращается в простоквашу. Но если один предмет по ошибке принимают за другой, это называется вивартой . Так, человек может перепутать веревку со змеей, несмотря на то, что поблизости нет никакой змеи, или перламутровую раковину с серебряным украшением, которого на самом деле не существует. И в том, и в другом случае речь идет о заблуждении. Аналогичным образом, когда непогрешимая духовная искра, джива , которая в действительности свободна от уз майи , впадает в иллюзию и отождествляет себя с материальным телом — это всего лишь самообман [1_6_2] .
|< Пред. 56 57 58 59 60 След. >|