Сознание Кпишны и Хпистианство   ::   Хаpт А

Страница: 96 из 124

Я, между прочим, пантеист, то есть человек, верящий в то, что Бог пребывает во всем. Это, наверное, соответствует уровню Параматмы.

Сатьяраджа д.: Да, а Параматма представляет собой экспансии Каранадакашайи Вишну, то есть часть (амсу) Кришны.

Преп. Харт: Это дух Бога, который пребывает во всем и, по-моему, соответствует Святому Духу в христианской теологии.

Сатьяраджа д.: Согласен. Как правило, постичь Господа как Параматму пытаются медитирующие йоги. Параматма - это Бог в Его отношении к материальному миру и к душам - дживам, приходящим в этот мир.

Есть два аспекта Параматмы. В первом из них, Бхагавадангатве, она входит в сердце каждой души в материальном мире. В своем аспекте Джагадгататтвы Параматма входит в каждый атом, и именно Ей обязан своим существованием проявленный мир, ибо без Ее присутствия не может существовать ничто. Я, конечно, знаю, что это напоминает пантеизм...

Преп. Харт: Вы знаете, Рудольф Отто провел важное различие между пантеизмом ("все есть Бог") и теопанизмом ("Бог - это все"). Отто утверждает, что пантеистических представлений, приравнивающих мир к Абсолюту, в Индии нет.

Мне не совсем понятна суть этого различия, но есть высказывание Мейстера Экхарта, которое, кажется, проливает на это некоторый свет. Он говорит, что Бога можно познавать тремя способами. Первый из них он называет "утренним знанием", когда человек постигает Бога в мире, в его явлениях. Наблюдая мир, он во всем видит присутствие Бога.

|< Пред. 94 95 96 97 98 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]