Страница:
422 из 437
Современник мировых войн и революций, нацизма, расизма, тоталитарных режимов, в эпоху, когда, казалось, невозвратно были утрачены идеалы гуманности и уважения к человеческой личности, он посвящает себя милосердию. Едет в далекую Тропическую Африку, чтобы служить страждущим. Людям иной расы, иной культуры, чуждых ему, европейцу, традиций.
И то был не спонтанный порыв экзальтированного энтузиаста, а осуществление продуманного плана, возникшего у Швейцера еще в юные годы. Он сознавал бесчеловечность современного общества и словно хотел доказать миру, что вопреки всему свет активной христианской любви не померк.
Можно сказать, что именно на таких праведниках и стояло наше злополучное столетие.
Второй парадокс Швейцера - это сочетание в нем трезвости и нравственного идеализма.
Он не тешил себя иллюзиями. Ясно сознавал глубочайший мировой кризис. Видел тупики, в которые завело людей ложное развитие мысли и устремлений. Но при этом Швейцер не погрузился в безысходность и отчаяние. "Мое знание пессимистично, моя вера оптимистична", - говорил он.
Какова же была эта вера?
Здесь мы сталкиваемся с третьим парадоксом Альберта Швейцера.
Сам он считал себя христианином и исповедником Евангелия. Но Парижское Миссионерское Общество согласилось послать его в Африку только врачом, а не пастором. И как на причину этого было указано именно на взгляды Швейцера.
Но разве Швейцер не был христианским теологом, христианином?
Ответ на этот вопрос зависит от того, что вкладывается в само понятие "христианин".
|< Пред. 420 421 422 423 424 След. >|