Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 146 из 521

Любимый ангел - старшина ангельского чина, - восставший против бога и превратившийся в его лютого и непримиримого врага, представляет собой чересчур прозрачный социальный символ, удобный для реальных и актуальных интерпретаций. Очень интересна программа заговорщика и богоборца: "Сниду на землю и прииму землю, и поставлю столъ свои на облацhхъ сhверьскыхъ, и буду подобенъ богу" [250, с. 75]. Дьявол как властелин мира - мысль, правда, решительно не христианская, но многозначительная по своим социологическим возможностям.

Этому же направлению общественной мысли принадлежат и следы апокрифической литературы, использованной в канонических контекстах. В "Речи философа", в первой части которого изложен Ветхий завет, помещены и эпизоды, отсутствующие в Биб-{86}лии и заимствованные из апокрифических преданий. К их числу относится, например, рассказ об идолотворческой деятельности Авраамова отца Фары, решительно пресеченной патриархом [250, с. 79], или история с короной, снятой с головы египетского царя младенцем Моисеем [250, с. 81]. Первый эпизод заимствован из "Откровения Авраама", другой - из апокрифического жития Моисея. Оба эпизода носят небезневинный характер. Они перекликаются с актуальной проблематикой эпохи, связанной с преодолением языческих тенденций и развитием русско-византийских отношений. Заявление Авраама, что языческие идолы суть не боги, а дерево и камень, неоднократно варьируется в древнерусской литературе ?-?? вв., а пророческий жест Моисея получил отражение в концепции "призвания новых народов" в киевской интерпретации.

|< Пред. 144 145 146 147 148 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]