Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 219 из 521



Главным в определении принадлежности Малуши к общественным низам является эпитет "робичич", употребленный Рогнедой [320, с. 75]. Его толковали буквально и с позиции современной терминологии. Между тем, в древней Руси выражения "раб", "раба", "рабыни" (а также "роба", "робыни"), этимологически связанные со словами "работать", "работа", означали прежде всего человека труда, человека при деле (в том числе, конечно, и невольника). Однако они не имели специально сословного содержания. Рабы в современном значении термина (лица, находящиеся в рабстве) на древнерусском языке назывались холопами (когда они были заняты в производстве) или челядью (когда трудились в сфере обслуживания).

Примененный Рогнедой эпитет, подчеркнуто оскорбительный для Владимира, имел целью досадить княжичу, а поэтому его нельзя считать адекватным отражением действительного социального положения ни самого претендента на руку полоцкой княжны, ни его матери. Базировать на этом термине определенные выводы так же опасно, как и на слове "холоп", которым московские бояре XVI-XVII вв. называли себя в челобитных на царское имя.

В литературе существует немало удивительных домыслов по этому поводу. Ссылались на фольклорные свидетельства (былины киевского цикла), согласно которым брат Малуши Добрыня несколько лет был конюшим при великокняжеском дворе [542, с. 47, 739]. Отсюда делался вывод о его "невольничьем" положении. Известно, однако, что шталмейстер при дворе феодального властителя - одна из самых, высоких придворных синекур, за право которой состязались самые вельможные, родовитые представители высшей аристократии.

|< Пред. 217 218 219 220 221 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]