Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 250 из 521

Кaк житийная традиция расставляла этичес-{146}кие акценты - хорошо известно: характеристика Владимира в начальном варианте Жития Иоанна и Федора вряд ли существенно отличалась от образа Святополка Окаянного в литературе о Борисе и Глебе.

Поэтому обращение Владимира в христианство воспринималось не просто как измена языческим идеям, а как капитуляция перед "греческой верой". Понятно, что сама мысль о подобном идейном поражении была неприемлема для амбициозного властителя, который упорно и с большим успехом преодолевал одну социальную проблему за другой.

Владимир не торопился сдавать свои проязыческие позиции и длительное время не решался принять окончательное решение. Вероятно, эти колебания отразились в построении летописного предания, где вновь и вновь уже решенный, казалось бы, вопрос оставался неразрешимым, причем по абсолютно непонятным причинам.

Более того, сначала великий князь сделал отчаянную попытку ввести на Руси ислам. Сведения об этом религиозном эксперименте находим у арабского писателя ал-Марвази [49; 51, с. 264-265; 235; 236, с. 106-107; 696, с. 257-262; 849]. Этот компрометирующий "равноапостольного" просветителя факт еще не нашел надлежащей оценки в литературе [21, с. 415; 381, с. 320; 820; 821].

Ал-Марвази жил во второй половине XI - в начале XII в. Его свидетельство о временах Владимира - определенная ретроспекция. Источником для нее послужила книга ал-Бируни "История Хорезма" [696, с. 258], поэтому хорошая информированность автора произведения вне всякого сомнения.

В книге ал-Марвази читаем: "... И таким образом воспитывались они (русы. - М. Б.) до тех пор, пока не стали христианами в месяцы трехсотого года *.

|< Пред. 248 249 250 251 252 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]