Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 326 из 521

Возникает вопрос: куда падает хронологическая цезура - в интервал между ним и Михаилом или же ним и Иоанном, а возможно, {190} между тем и другим (что также нельзя исключать) ? Все три варианта выглядят вполне правдоподобно.

Однако существуют некоторые материалы, позволяющие склонить чашу весов в пользу раннего варианта. В Никоновском своде (чьи сведения основываются на тексте "Летописи Аскольда") читаем: "Леонтъ митрополитъ Кiевскiй и всея Руси *. Того же лhта взя Владимеръ у блаженнаго патриарха Фотья Констянтиноградскаго митрополита Кiеву и всей Руси Леонта, и бысть радость велiа въ людехъ" [440, с. 64]. О том, что Леон был рукоположен Фотием, свидетельствуют и другие тексты [441, с. 478].

Существует каноническое произведение "Леона, митрополита Руси" "Про опресноки", представляющее собой антилатинский трактат [420, с. 61; 452, с. 115-132; 496, с. 27-45]. Написанный греческим языком, он содержит полный титул автора: ... ??????? ???????????? ??? '?? '????? ??????????. Сохранились многочисленные списки этого произведения, естественно, в более поздних автографах. Имеющиеся источники свидетельствуют о его популярности за пределами Руси (в частности, в Охриде) - не позднее начала XI в. Достоверность документа не вызывает сомнения [180, с. 265; 331, с. 219; 420]. К сожалению, точной даты трактат не имеет [834, Col., 1360]. Однако тематика (полемика против латинян) делает маловероятным отнесение его ко времени Владимира. А. Н. Попов, например, уверенно относил написание произведения к IX в. [496]. Мы считаем, что Леон действительно был вторым киевским митрополитом, сподвижником Фотия, присланным на Русь после кончины Михаила Сирина.

|< Пред. 324 325 326 327 328 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]