Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 342 из 521

Заботами великого князя при Софийском соборе возникла своеобразная академия - кружок хорошо подготовленных книжников и ученых, занятых не только переводами с греческого и переписыванием готовых текстов, но и созданием новых литературных произведений, которые должны были воплощать и пропагандировать теоретическую платформу эпохи. Последствием такой деятельности стало создание первой на Руси княжеской библиотеки [250, с. 141], которая вместе со скрипторием занимала Михайловский придел Софийского собора. Лидером академии был Иларион, который в 1051 г. стал митрополитом [там же, с. 143-144].

На протяжении 30-х и 40-х годов в Софийском кружке было создано большое количество оригинальных произведений - публицистических, агиографических, исторических. Среди последних центральное место принадлежит так называемому Древнейшему летописному своду 1037 г. Содержание этих произведений было подчинено четко сформулированной доктрине, суть которой хорошо изложена в "Слове о законе и благодати" Илариона [413, с. 78-100].

Иларион был выдающимся ученым (что подчеркнуто в летописи [250, с. 144], общественным деятелем, первым киевским митрополитом-русином по происхождению. Им создана интересная концепция общечеловеческой истории, которая базировалась на неоплатонической философской основе. Главным ее тезисом было учение об эманации - излиянии света (который считался высшей и идеальной формой бытия) на тьму. В этом видели суть диалектического развития вообще.

|< Пред. 340 341 342 343 344 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]