Христианство на пределе истории   ::   Кураев Андрей

Страница: 133 из 954



Таким образом, считать Христа предтечей означа­ет включить Церковь в исторический процесс, воспри­нимать ее распространение не как распространение Духа Святого, но как некий результат деятельности земных веков. Это означает поставить ее на уровень всех других творений человека, иначе говоря, придать ей чисто человеческий, культурный характер. Вот в ка­ком смысле идея предтечи опровергает божественность Христа. Быть предтечей – сущностное призвание человека. Бог никогда не предтеча. Бог есть всегда весь сразу. Под мыслью о предтече кроется исключе­ние Божества. Тот, кто считает Христа предтечей, отри­цает Его как Бога. Христос как предтеча есть Христос только как человек: гениальный человек, человек ве­ликого сердца, глубокой прозорливости, прекрасно знающий жизнь, но все-таки только человек. Он дей­ствительно существовал в истории, действительно пре­терпел от иудеев и умер. Однако на этом и закончи­лась вся Его личная деятельность. В истории Он живет всего лишь своим творением, как и все другие люди. А это Его творение, называемое Церковью, тоже чело­веческое, следовательно, подчиняющееся всем исто­рическим законам и всем историческим условиям. Это творение развивается так же, как и всякое человече­ское творение. История выше его. История преобра­зовывает его, дополняет, исправляет, совершенствует и приспосабливает.

И вдруг здесь нам становится понятным, почему идея предтечи так охотно принимается в современном мире и почему она сегодня так охотно провозглашается. (с.97) Мир, как это кажется, поворачивается к Христу, к Нему обращаются даже те, которые не считают себя христианами.

|< Пред. 131 132 133 134 135 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]