Энциклопедический словарь (А)   ::   Брокгауз Ф. А.

Страница: 912 из 1016

, дошедшему до нас, можно «Dossenus»'а и «Lar familiaris» относить к принадлежности сельского быта римлян, зато «Praefectus morum» и «Vilae et mortis judicium» никак уже нельзя туда относить, а скорее к обстановке городского, если нестоличного общества. В правление Юлия Цезаря, А., имевшие сцены в Риме и принимавшие характер личный, подверглись (за 45 лет до Р. Х.) запрету представлений, потому что задевали имена особ более или менее известных. А-ов заменили опять мимы, но на короткое время. Август восстановил их, может быть и не подозревая, как далеко уйдет в этой форме политическая сатира в лицах. Светоний в жизни Калигулы (гл. 27) говорит; что этот император приказал сжечь главного актера А. и с амфитеатром, за злой намек на него самого. Зато Нерон, за подобное же действие (обвинение жестом императора в его преступлениях), только выгнал из Рима гистриона «Datus»'а. Домициан точно также мщение свое за обидный намек простер до лишения жизни актера. С этого времени А. являются в обществе Рима отголоском народного гнева или ненависти к недостойным правителям. Пример — пение актером Датом греческих стихов Гальбе, в которых выражена нелюбовь к нему столичных обывателей. И Антонин Пий из уст шута выслушал публичное заявление своего семейного позора («Jul. Capitolinus», гл. 29). Но сцена резких осуждений язычников в свою очередь встречает порицателей ее самой в нечестии и неприличностях. Тертулиан («De Spectaculis», 17) и Арнобий («Adversus gentiles») обвиняют А. в бесстыдности содержания, актеров же в неприличии и безнравственности движений. И трудно оправдывать этот род представлений в допущении всякого рода излишеств, которые были в нравах тогдашней публики.

|< Пред. 910 911 912 913 914 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]