Риторика Б-г возвращается :: Шилов Сергей
Страница:
30 из 35
Таким образом, выполнено условие, в рамках которого Деррида прямо называет "дополнение" другим наименованием "различения": "Концепция дополнения... совмещает в себе два значения, чье совместное сожительство столь же странно, как и необходимо. Дополнение как таковое прибавляет себя к чему-то, т. е. является излишком, полнотой, обогащающей другую полноту, высшей степенью наличия..." (Derrida J. La dissemination. -P., 1972) 8. Формула единицы
Дальнейшее развитие позиции Деррида состоит в раскрытии солиптической природы "семиотического освоения" действительности. В структуре числового ряда оппозитивное различие (difference) заменяется различением (differance), сосуществованием множества не тождественных друг другу, но вполне равноправных смыслов. Оставляя друг на друге "следы", то есть, формируя значения, эти смыслы порождают само понятие о "новом центре", об абсолютном смысле времени. "След" есть, прежде всего, значение как результат исчисления. Необходим и возможен переход от семиотики к механике времени. Этот переход намечен Декартом. Голос, являющийся проявлением числа, самой поверхностью, "корой реальности", по метафоре Гегеля, числа, и есть, в самом безусловном и необходимом смысле, то самое Я, которое звучит в знаменитом изречении Декарта: "Я мыслю, следовательно, я существую" (Cogito ergo sum). "Сogito" раскрывается Деррида как "трансцендентальное означаемое", как "классический центр", безответственно властвующий над структурой.
|< Пред. 28 29 30 31 32 След. >|