Мировая история коррупции (том 1)   ::   Кузовков Юрий Владимирович

Страница: 350 из 887

Они отказались от прежнего «козлиного» бога, объединили двух богов: Амона и бога солнца Ра, - в одного бога Амона-Ра, сделали его главным богом и придали ему благообразный вид, вполне соответствующий главному богу Египта [17].

Политику Эхнатона в целом можно расценить одновременно как попытку осуществить духовную революцию (борьба с культом, пропагандирующим богатство, власть и похоть) и как попытку борьбы с коррупцией (борьба со жреческой и чиновничьей олигархией), которая усиливалась в Египте в течение XVIII династии. Этим же целям служил и его отказ от грабительских походов. Ведь такие походы в первую очередь способствовали развращению правящей верхушки, ее духовной деградации и нарастанию коррупции.

Некоторые преемники Эхнатона продолжали его линию по борьбе с коррупцией. Так, бывший сподвижник и помощник Эхнатона, фараон Харемхеб, правивший в конце XVIII династии, в течение всего своего царствования энергично вел борьбу с коррупцией среди чиновников. В частности, он ввел суровые законы против чиновничьих злоупотреблений. Сборщик налогов, признанный виновным в вымогательствах среди населения, согласно этим законам, приговаривался к отсечению носа и изгнанию в Джару, город, затерянный в песках Аравийской пустыни. Он также боролся с произволом со стороны армии, которая постоянно грабила крестьян, отнимая у них шкуры и продовольствие, и следил за тем, насколько справедливо ведут дела его визири и судьи ([9] с.388-389).

Однако вряд ли меры, предпринимавшиеся двумя фараонами, могли изменить наметившуюся тенденцию.

|< Пред. 348 349 350 351 352 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]