История коррупции в России (том 1)   ::   Кузовков Юрий Владимирович

Страница: 170 из 1077

«По политическим соображениям, - пишет историк, - каганы не выражали желание принимать ни христианство, ни ислам, поскольку обращение в христианство обозначало бы признание высшей власти не столько патриарха, сколько [византийского] императора, в то время как обращение в ислам в равной мере делало бы кагана вассалом халифа… С другой стороны, иудаизм был политически нейтральной религией, и обращение в эту веру не повлекло бы за собой никаких политических обязательств перед кем-то из соседей» ([14] с.298).

Судя по всему, указанные выше мотивы и были теми первоначальными причинами, побудившими «судей-правителей» сделать первые шаги в сторону принятия иудаизма. Это соответствует и тому объяснению, которое дают данному решению древние авторы. Например, согласно Ибн ал-Асиру, «евреи предложили им свою религию, которую хазары нашли лучшей, чем их прежняя, и приняли ее» ([32] с.126). Следовательно, все имеющиеся факты указывают на то, что первоначальное решение об обращении в иудаизм было принято самой правящей верхушкой каганата, вполне добровольно и еще до массовой иммиграции евреев в Хазарию (или в самом начале этой иммиграции).

Итак, если восстановить хронологию событий, то дело представляется следующим образом. Первая группа евреев, приехавших в Хазарский каганат в VIII веке, убедила его верхушку принять иудаизм – и та согласилась, по указанным выше причинам. По данным Д.Оболенского, это произошло приблизительно в 730-740 гг. Уже тогда, указывает историк, казарский каган Булан принял иудаизм, а далее за ним, вполне добровольно, последовали некоторые другие казары ([199] p.488). Этот факт признает и Л.Гумилев, но почему-то не придает ему значения ([32] с.65). Именно вслед за этим, если судить по хронологии событий, и произошел основной наплыв евреев в Хазарский каганат, который датируется серединой-концом VIII века ([32] с.125-126).

|< Пред. 168 169 170 171 172 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]