Газета Завтра 150 (42 1996) :: Завтра Газета
Страница:
86 из 115
Кто они, эти облаченные в разноцветные шелка мужчины и женщины из древней китайской мифологии — императорские воины, сборщики податей, слуги, принцессы, феи? Что значат их странные, составленные из дуг, окружностей, лекальных кривых движения, когда рука с тонко изогнутым пальцем прочерчивает в пространстве синусоиду и замирает в гаснущих колебаниях, как пружина в сопровождении тонкого электронного звука, который, теряя гармоники, медленно затихает вслед за движением руки? Что значат эти нарумяненные, покрытые белилами золоченые маски, под которыми не видны живые лица, а их мимика — это всего лишь несколько условных выражений гнева, восторга, лукавства?
Я несколько раз, когда выпадало время, ходил в Пекинскую оперу и, пережив многократное таинственное наслаждение, вдруг понял природу этой восхитительной условности, той самой, что так волновала европейских художников в начале века.
В природе действа лежит театр кукол, когда человек поручает кукле играть себя самого, упрощаясь и укрупняясь в кукле, оставляя от себя один каркас. Однако китайцы пошли дальше и поручили человеку играть куклу, воспроизводя с помощью сложной психологической игры условную, упрощенную жизнь марионетки. Это двойное упрощение — движение от человека к кукле и от куклы к человеку — и создает иррациональное ощущение, когда на освещенной сцене под аккомпанемент космической музыки в пятне яркого света движутся, как в танце, загадочные существа, выкликая металлическими мембранными голосами стихи, молитвы и притчи.
|< Пред. 84 85 86 87 88 След. >|