Генри Фильдинг - великий английский ппосветитель :: Микульский С С
Страница:
57 из 60
Неизбежным являлось здесь обращение к религии и идеализму, которое имело место в последнем романе Фильдинга - "Амалия" (1751), отмеченном его поворотом к жанру семейного романа, разработанному Ричардсоном, его недавним идейным антагонистом.
Всего два года отделяют "Амалию" от "Тома Джонса", а между тем как далеки оба эти произведения по своему идейному содержанию! В "Амалин" нет даже следа свежести, жизнерадостности "Тома Джонса". Юмор Фильдинга становится желчным. Оптимизм сменяется пессимизмом.
Если в двух предыдущих романах Фильдинг исходил из доверия к неиспорченной человеческой природе, верил в то, что человеческая доброта одержит верх над всеми соблазнами жизни, то в "Амалии" этого доверия автора к человеку уже нет. Герой романа, неукротимый капитан Бутс, является как бы новым вариантом недавнего образа Тома Джонса. Как и последний, он любит свою жену, но на каждом шагу ей изменяет. Однако Фильдинг уже не прощает своему герою его бесчисленных проступков, как он прощал Тому. С каждым шагом Бутс падает все ниже и ниже, он проигрывает последние деньги и попадает в долговую тюрьму.
Причину несчастий Бутса Фильдинг видит в том, что он слишком послушен порывам своей "натуры", что он не хочет и не умеет подчиняться никаким высшим морально-религиозным принципам. Фильдинг приходит к выводу о необходимости для человека религиозной узды. И он заставляет своего вольнодумного героя испытать в конце романа религиозное "обращение". За этой моральной развязкой романа следует развязка материальная - известие о полученном Амалией большом наследстве.
|< Пред. 55 56 57 58 59 След. >|