Из записных книжек и тетрадедй :: Цветаева Марина
Страница:
49 из 78
Б<орис>П<астернак>один — умысел, Б<орис>П<астернак> +идеальный читатель — умысел + действие, т. е. полный поступок: свершение. Б<орис>П<астернак>свершается не в напечатанном количестве страниц, как Бунин напр<имер>, хотящий только одного: любуйся! — Б<орис>П<астернак>свершается только в читателе. Он не данное, а даваемое. Не сотворенное, а творимое: рождаемое. Весь он — самый акт дачи.
И в силу именно этой необходимости в сотворчестве, этой полной своей зависимости от другого, он так единственен, уединен и одинок.
__________
«Чувствуй» (воспринимай) и «любуйся» — вот с чем идут к читателю писатели типа Бунина. — «Я сделал, а ты посмотри», «дал, а ты возьми», «страдал, а ты поразвлекись». Писатели типа Бунина хотят зрителя, писатели породы Пастернака хотят — писателя, второго себя.
«Работай», говорит Б<орис>П<астернак>, — «я бился — побейся и ты». (Я — над материалом, ты — надо мной, к<отор>ый для тебя тот же материал, первоисточник: природа.) Это — шахтер, в походе за золотом, а не рантье, нам это золото, на своих литературных приемах, в виде устриц, орхидей и чего еще? — расточающий.
Б<орис>П<астернак>нам дает, нет, Б<орис>П<астернак>нас приводит на прииски. — Добывай.
Б<орис>П<астернак) — наше местознание. Добыча — наша.
Но насколько несравненно больше доверия и любви в этом «бейся», чем в олимпийском «любуйся» Бунина. Б<орис>П<астернак>с нами последним — своей трудовой жилой делится — не ценнее ли банкирского «золотого дна».
|< Пред. 47 48 49 50 51 След. >|