Свидетель века Виктор Гюго :: Толмачев М В
Страница:
50 из 83
"Возмездие" считается самой гневной книгой французской поэзии, в ней более шести тысяч стихотворных строк, и свыше половины из них - это неистовые обвинения, язвительные нападки, грубая, иногда почти площадная брань, подчиненные строгой четкости александрийского размера. "Ювеналов бич" французской поэзии после великого мастера политической сатиры XVI века Агриппы д'Обинье оказался в надежных руках. Сборник буквально ошеломил читателей, привыкших к "прежнему" Гюго, и окончательно заявил о переходе Гюго в ряды демократических республиканцев, на позиции активных поборников справедливого политического и общественного устройства. В "Возмездии" Гюго впервые рисует картину светлого будущего человечества ("Ultima verba"), и впоследствии она не раз будет представать перед его поэтическим взором. Присутствует она, в частности, и в следующем за "Возмездием" поэтическом сборнике "Созерцания".
"Созерцания" вышли в свет 23 апреля 1856 года одновременно в Брюсселе и Париже (Наполеон III вынужден был держать "открытой" дверь для великого национального писателя; произведения Гюго, кроме содержавших личные выпады против императора, продолжали издаваться во Франции, освещаться критикой в газетах и журналах).
Замысел "Созерцаний" возник еще в 1835-1838 годах и был вызван к жизни тем мощным подъемом поэтических сил, которые Гюго испытывает в джерсейском уединении. Тогда Гюго намеревался назвать книгу "Созерцания Олимпио" (именем Олимпио Гюго обозначал лирическую сторону своей личности). В 1846 году он собирает; уже под названием "Созерцания", известное количество "неизданных стихов". "В августе 1852 года он говорит о "томе стихов...
|< Пред. 48 49 50 51 52 След. >|