Свидетель века Виктор Гюго :: Толмачев М В
Страница:
52 из 83
"Созерцания" состоят из шести циклов, делящихся на две части по отношению к дате гибели Леопольдины Гюго (1843) - "Некогда" (стихи 1830-1843 годов) и "Ныне" (стихи 1843-1856 годов), причем датировки под стихотворениями не всегда обозначают время создания, зачастую лишь соотнося стихотворение с тем или иным событием жизни Гюго.
В первых трех циклах - "Заря", "Душа в цвету" и "Борьба и мечты" преобладают стихотворения, близкие по своему поэтическому настрою к поэзии 1830-х годов. В цикле "Заря" говорится о юношеской восторженности, о радости открытия мира, о первых литературных успехах. В пространном "Ответе на обвинение" Гюго повествует о той революции, которую он произвели во французской литературе, излагает принципы своей поэтической реформы, суть которой в демократизации поэзии. Цикл "Душа в цвету" воспевает любовь, мечтательность, красоту окружающего мира. В цикле "Борьба и мечты", хотя он относится еще к части "Некогда", появляется тема земного зла, тяжелых жизненных испытаний, социальной несправедливости (стихотворение "Melancholia", навеянное известной картиной Дюрера, изображающей скорбного ангела, исполненного печали за род человеческий). Заключительное стихотворение цикла - "Magnitude pafvi" ("Величие смиренного") переводит в символический план образ смиренномудрого созерцающего пастуха, которому открыты тайны мироздания и общение с Богом. Отныне эта пантеистическая тема станет одной из ведущих в поэзии Гюго.
|< Пред. 50 51 52 53 54 След. >|