Страница:
417 из 444
М., Изд-во АН СССР, 1946, стр. 15.
2 Там же, стр. 16.
272
ческого бытия, неминуемо заканчивающегося старостью и смертью.
С развитием знаний пессимистические философские системы XIX в., выраженные в этой туманной "мировой скорби", - пишет Мечников, - нашли отклик и в научной мысли.
"Казалось в самом деле, - развивает Мечников эту впоследствии отвергнутую им пессимистическую оценку сущности человеческого существования, - что жизнь, уясненная сознанием, есть бессмыслица, тянущаяся на основании какой-то животной наследственности, без руководящего начала".
Естественно, что науке надлежало разобраться в этой "путанице", чтобы, по крайней мере, уяснить происхождение и развитие такого "печального положения вещей". Так определял Мечников необходимость заняться одной из действительно настоятельных задач, которые стоят перед наукой, как долг перед человечеством.
Тезис Мечникова о том, что его поколение "легко и быстро усвоило основы положительного мировоззрения, развившегося главным образом вокруг учения об единстве физических сил и об изменяемости видов", достаточно выразителен. Выразительность его заключается в том, что устоем, на который опирались и сам Мечников как ученый и научное поколение, к которому он принадлежит, был, как мы видели, естественно-исторический материализм.
|< Пред. 415 416 417 418 419 След. >|