Краткая история этики   ::   Гусейнов Абдусалам

Страница: 880 из 925

// Можно рассмотреть основу 1) самого закона, 2) случая его применения. Основа случая применения не есть основа для обязательности, так как действия, которые им были побуждены, не становятся моральными, а только опосредствованно благими - во избежание наказания. Принуждение, таким образом, не обязывает, потому что око является лишь следствием физических действий.

Благодеяния, разумеется, обязывают, поскольку они являются следствиями чисто моральных поступков.

//Глава II. Обязанность//

//Раздел 1. Закон//

63. Если же я могу вывести свободный выбор из природы вещей, то это есть естественный закон, а не позитивный. Этот последний должен быть познан лишь из словесных выражений, поскольку он позитивный, а не из природы вещей. И божественные законы, где я могу вывести свободный выбор из природы вещей, являются законами природы. Например, закон размножения людей есть произволение бога. Но это должно рассматриваться уже из природы вещей (конечно), а не постольку, поскольку это выражено (позитивно).

64. Понятие автора о праве столь широко, что оно охватывает собой в естественном универсальном праве также и //моральные законы// "?), однако вопреки обычному употреблению.

//П раво в узком смысле// есть //комплекс внешних законов, основанием обязательности которых является свободный выбор другого, и [они] могут быть принудительными//.

|< Пред. 878 879 880 881 882 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]