Страница:
21 из 672
Когда Грааль является первый раз невидимым образом рыцарям Круглого Стола, "наполнилась зала сладостными ароматами, и перед каждым рыцарем оказались яства и напитки, какие были ему более всего по вкусу". Единственное, что добавляется у Мэлори, по сравнению с Эйшенбахом, – это то, что чудо происходит в день Пятидесятницы, и говорится, что перед появлением Грааля рыцарей "осветила благодать Духа Святого", а после таинственного появления яств они благодарят Иисуса Христа (у Эйшенбаха же все восхищение относится к самому Граалю). Но и в этом благодарении опять звучит мотив чудесного ради чудесного: "…нам надлежит горячо возблагодарить Господа нашего Иисуса Христа за чудеса, которые Он сподобил нас увидеть…". Характерно и напоминание Кэя сенешалю Артуру, сделанное еще перед обедом:
"…если мы теперь усядемся прямо за ваш пиршественный стол, мы тем нарушим древний обычай вашего двора, ибо прежде никогда не садились вы в этот день за обед, не увидев какого-нибудь чуда". Таким образом, чудо превращается в любопытную диковинку, своего рода развлечение короля и его рыцарей, придворный обычай, исполнения которого ждут как должного. И все же помимо чудесного и роскошного пира в романе Мэлори встречаются и эпизоды "истинно божественной" заботы Грааля о своих рыцарях (в смысле подачи необходимого): питание Ланселота благодатью Святого Духа на корабле в течение месяца, который он проводил в молитве, и питание заточенных в темнице Галахада, Пер-сиваля и Борса.
Я. Шамрей справедливо отмечает, что с мотивом Грааля связаны сопутствующие ему священные предметы – копье и меч.
|< Пред. 19 20 21 22 23 След. >|