Коронованный на кресте   ::   Ходаковский Николай

Страница: 20 из 672

А у Эйшенбаха и Мэлори пища, даруемая Граалем, – роскошный пир, причем пир как утверждение или подтверждение силы и могущества Грааля, и устраивается он никак не для утоления голода рыцарей.

Действия Грааля вызывают различные реакции: удивление, восхищение его возможностями, но не умиление перед кротким снисхождением Божества к людской немощи. Пир никуда не ведет; в отличие от священной трапезы, совершенной Иисусом и Его учениками на Тайной Вечери, пир замкнут, весь его смысл заключен в нем самом. Это относится в большей степени к роману Эйшенбаха, но и у Мэлори сохраняется самодовлеющий характер Грааля. Грааль, будучи у Мэлори посредником между рыцарями и Христом, становится почти адекватным Его заменителем, как бы втягивает в себя Христа, так как до определенной поры предметом поклонения является именно он.

Пир внутренне не затрагивает его участников; являясь не более чем декларацией магического могущества Грааля, благодать которого остается бессмысленной по отношению к духовной жизни рыцарей, он ничего не изменяет и ничего не привносит. Подобный пир – безусловно языческий мотив, который более ярко выражен в романе Эйшенбаха, у которого явление Грааля, собственно, для этого и происходит:

Он тот, пред кем склонялся мир,

Справлялся гостеприимства пир,

И не случайно в этот зал

Он в гости рыцарей созвал!

(Парцифаль, 376)

Но эта мотивация появления Грааля, подчеркивает Шам-рей, сохраняется в достаточно явной форме и у Мэлори.

|< Пред. 18 19 20 21 22 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]