Страница:
66 из 100
К тому времени Джаред уже знал, что они отделились от прочих последователей учения суфиев, которых, собственно, и называли дервишами. От прочих последователей пророка суфии сильно отличались, и Джаред вынужден был признать, что кощунственная мысль о святом Франциске не случайно пришла Лабрайду на ум. Но дервиши пошли гораздо дальше, чем францисканцы. Они утверждали, что для молитвы не нужно посещать мечеть, ибо истинная мечеть в сердце. Но и в силе молитвы они сомневались, говоря, что она не дает ничего, кроме напряжения тела. Они усмехались, рассуждая об аде и рае, полагая, что Всевышнего надобно любить свободно, на рассчитывая на награду, и без страха наказания. Наконец, среди их учителей почитались и женщины, а ведь пророк сказал: "советуйтесь с ними, но поступайте вопреки". Все вышеназванное относилось и к школе дервишей сна, однако особенностью их учения было то, что сон считался способом достижения состояния х_а_л_ь_ внезапного озарения, и в конечном счете могло привести к ф_а_н_а_ небытию, слиянию с Божеством, каковое есть цель каждого истинного суфия. Прочие дервиши посматривали на них косо, полагая, их чем-то вроде учеников шейха Баязида аль-Бистами, проповедовавшего "упоение Богом", и видя в их правилах опасные новшества. Те в ответ утверждали, что ни в чем не отступали от сущности учения, и что "новизна" их правил мнимая, насчитывая по меньшей мере четыре века.
В Аль-Хабрии находилась ханака, или община Тахира ибн Саида ас- Сули. Он пришел к выводу, что оппоненты его во многом правы, и ф_а_н_а_, достигаемая путем сна, может быть иллюзией.
|< Пред. 64 65 66 67 68 След. >|