Писатель и самоубийство   ::   Акунин Борис (Чхартишвили

Страница: 107 из 126

Если б не психическая болезнь, он, больше всего боявшийся опоздать уйти, наверняка убил бы себя - но Бог (судьба, провидение, слепой случай, логика развития) рассудил иначе. Идея добровольного ухода настолько величественна, считал Ницше, что самоубийцы, лишающие себя жизни из недостойных соображений, дискредитируют самоубийство. Это либо "ужасные, что носят в себе хищного зверя", либо "чахоточные душой". (Интересно, что той же точки зрения придерживается бесконечно далекий от Ницше Н.Бердяев, писавший: "Самоубийство может быть от совершенного бессилия и от избытка сил".) У Ницше был несомненный избыток мыслительной энергии, его блестящие парадоксы и яркие образы ослепляют и завораживают, но ненадолго - для агностика они слишком темпераментны и недостаточно основательны. Сухой остаток скуден:

"Мысль о самоубийстве - сильное утешительное средство: с ней благополучно переживаются иные мрачные ночи".

В постницшеанский период пафос апологетов самоубийства поблек, лишенный оттенка новизны и революционности: во-первых, все основное уже было сказано, а во-вторых, тема утратила публицистичность - исчезла потребность доказывать, что суицид "не до такой степени грех, чтобы относиться к нему именно так, а не иначе". Поэтому попробую суммировать те доводы в пользу самоубийства, которые кажутся мне наиболее основательными. Еще раз оговорюсь, что вся эта аргументация имеет смысл лишь при допущении существования Бога - в традиционно христианском смысле.

Ключевое слово здесь "достоинство", без которого, надо полагать, большинству из нас жизнь была бы не мила.

|< Пред. 105 106 107 108 109 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]