Страница:
1132 из 1145
мессалианство распространяется по
многим районам Византийской империи, а в IX в. появляется и в Болгарии, где оно
оказывает влияние на богомильство (см.: Obolensky, The
Bogomils..., р. 48 sq.; Ангелов,
Богомилството..., стр. 80—83).
1558
Мнение о том, что богомильство образовалось от слияния манихейства (т. е.
павликианства) и мессалианства, высказывалось и другими византийскими, а также
и болгарскими авторами. Прямо об этом говорится в «Синодике царя Борила» 1211
г. (см. Попруженко, Синодик царя Борила, стр. 31). Евфимий
Зигавин называет богомильство отраслью мессалианской ереси (Zygab., XXVII,
praef.) и в то же время отмечает у богомилов заимствования из учения павликиан
(ibid., XXVII, 1). В этих трех ересях, как известно, действительно было немало
общего; в учении они исходили из дуалистических представлений о природе мира, в
социальном отношении они одинаково были опасны для ортодоксальной церкви и
государства (см. Липшиц, Павликианское движение..., стр.
63—64). Непосредственная зависимость богомильства от мессалианства и
павликианства безусловна, тем более что первое развивалось в непосредственной
географической близости от последних. Во Фракии было много павликиан (см. прим.
1469), там же весьма активно действовала секта мессалиан или евхитов (Psellos,
De operatione daemonum, р. 3 sq.). О связи между этими
ересями см. Ангелов, Влияния на чужди
ереси... {622}
1559
Богомильство возникло в Болгарии в царствование Петра I (927—967), т. е.
|< Пред. 1130 1131 1132 1133 1134 След. >|