Страница:
29 из 1145
Видимо,
ущемленные Алексеем синклитики не желали мириться с нарушениемих прав [54] .
Значительно реже рассказывается в «Алексиаде» о сепаратистских движениях
провинциальных магнатов (Никифора Мелиссина — II, 8, стр. 105—106, Феодора
Гавры — VIII, 9, стр. 242 и сл., Карика и Рапсомата — IX, 2, стр. 248 и сл.,
Григория Таронита — XII, 7, стр. 334 и сл.). Как можно заключить из
свидетельств писательницы, эти мятежи намного уступали по своему размаху
феодальным бунтам X—первой половины XI в. И лишь одно движение, направленное
против императора и описанное Анной, может быть без всяких оговорок отнесено к
числу народных: имеется в виду восстание Лжедиогена (X, 2—4, стр. 266 и
сл.).
Народная оппозиция, как обычно в период средневековья, чаще всего выступала
под видом еретических антицерковных движений, и о них в «Алексиаде» содержится
богатый материал. Анна подробно рассказывает о полемике Алексея с манихеями (т.
е. павликианами) в декабре 1083 г. в Мосинополе, о репрессиях Алексея по
отношению к еретикам в Филиппополе (VI, 2, стр. 177 и сл.), о восстании
«манихея» Травла, заключившего союз с печенегами (VI, 4, стр. 180—181), о
дискуссии с павликианами Филиппополя в 1115 г. (XIV, 8—9, стр. 394 и сл.) и,
наконец, — это один из самых интересных эпизодов в «Алексиаде» — о расправе
Алексея с богомильским проповедником Василием (XV, 8—10, стр. 419 и сл.).
|< Пред. 27 28 29 30 31 След. >|