Алексиада   ::   Комнина Анна

Страница: 30 из 1145



Ценность этого эпизода, как и некоторых других, где рассказывается о борьбе

Алексея с еретиками, отнюдь не в том, что Анна раскрывает нам какие-то

неизвестные стороны учения павликиан и богомилов [55] , и даже не в новых исторических фактах, переданных ею. Нам

важны эти свидетельства, потому что {24} они демонстрируют

звериную ненависть господствовавшего класса к богомильству — антицерковному, а

по сути дела антифеодальному движению с широкой народной основой [56] .

Сама Анна, конечно, считает еретиков орудием дьявола, и вступившего в борьбу

с ними отца — тринадцатым апостолом и даже восхищается «милосердием», которое

проявлял к мятежникам Алексей. Однако объективные факты свидетельствуют о

другом. Прекрасно чувствуя направленность этого движения, Алексей применяет в

борьбе с богомилами изуверские методы, весьма напоминающие практику западных

иезуитов. Напротив, глава богомилов Василий, несмотря на всю ненависть к нему

Анны, предстает из рассказа как человек необычайного мужества и силы духа.

Немало ценных фактов добавляет Анна к уже имеющимся сведениям о выступлении

против Алексея Халкидонского епископа Льва (V, 2, стр. 159—160). Только из

«Алексиады» узнаем мы биографию интереснейшей фигуры того времени — обвиненного

в ереси философа Иоанна Итала (см. прим. 557), только у Анны находим мы

сообщение о еретиках Ниле и Влахерните (X, 1, стр. 264—265) и т. д.

Лишь сопоставив данные Анны о мятежах и религиозных движениях того времени,

можно судить о масштабах и характере оппозиции, с которой встретился Алексей I

Комнин.

|< Пред. 28 29 30 31 32 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]