Страница:
42 из 1145
«Алексиада» — не только собрание исторических фактов, это — интересный
памятник истории развития общественной и художественной мысли Византии.
В конце XI—первой половине XII в. византийская культура переживает пору
своего высшего расцвета. Культурный подъем, начавшийся еще в IX в., обычно
связывается исследователями с возрождением традиций античности. Само усиление
античных влияний — результат каких-то не вполне ясных нам процессов в
социальной и духовной жизни общества. Но многие явления в культурной истории
Византии того времени действительно так или иначе связаны с антикизирующей
тенденцией. Дело, конечно, не в том, что благодаря возросшему интересу к
античности в Византии появляются в массовом количестве собрания эксцерптов из
древних авторов, хрестоматии, энциклопедии, словари и комментарии к античным
писателям [67] . Главное заключалось в
стимуляции светских течений в общественной и философской мысли и в
литературе.
Уже к X в. начинает иссякать поток церковной поэзии, житийной литературы,
место которых все больше занимают светские жанры: историография, риторика,
эпистолография, сатира, светская поэзия. На вторую половину XI в. приходится
деятельность выдающегося философа, историка и ритора, знатока античности
Михаила Пселла [68] .
Непосредствен- {32} ным преемником Пселла в должности ипата
философов был обвиненный в ереси неоплатоник Иоанн Итал — одна из наиболее
примечательных фигур в византийской истории (см.
|< Пред. 40 41 42 43 44 След. >|