Алексиада   ::   Комнина Анна

Страница: 45 из 1145



Среди собирателей и толкователей античных авторов со времен знаменитого Фотия

мы находим немало патриархов и богословов. Античные писатели получили такое

признание, что один неизвестный нам автор XI— XII вв. счел возможным написать

драму «Христос терпящий», на одну треть состоящую из стихов язычника Еврипида.

И тем не менее к античной культуре разные авторы того времени относились

по-разному.

Начнем с того, что античная мудрость обычно обозначалась словами η θύραθεν

παιδεία, η εξωθεν παίδευσις, т. е. «чужое, внешнее образование» [72] . И хотя эти обозначения стали терминами,

настороженное отношение к античности, выраженное в них, то и дело проявляется у

ортодоксально мыслящих византийцев. Так, если Аристотель был всегда признанным

философом, то к Платону, как правило, относились подозрительно и не одобряли

увлечения им (см. прим. 3).

Вообще чрезмерное увлечение эллинскими науками не вызывает сочувствия у

благоверных христиан. В «Синодике» предаются анафеме все, «приемлющие эллинские

учения» [73] .

На «глупцов», следующих античной философии, обрушивается Михаил Анхиал [74] ; от обвинений в увлечении светскими науками

приходится защищаться Феодору Продрому [75] .

Интересно в этой связи уже упомянутое свидетельство Торника, что родители Анны

не разрешали ей изучать поэзию, считая это занятие безнравственным.

Какое же место в общественной мысли Византии XII в.

|< Пред. 43 44 45 46 47 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]