Страница:
47 из 1145
Император возведен на трон богом, и
писательница не останавливается даже перед тем, чтобы сравнить отца с самим
господом (XIV, 3, стр. 382).
Чтобы вскрыть мировоззрение Анны, не нужно производить глубокого анализа:
писательница сама декларирует свои взгляды. Однако для верного понимания
позиции автора «Алексиады» нельзя забывать об одном обстоятельстве. Анна пишет
свою историю не при жизни Алексея, а при его преемниках — Иоанне и Мануиле.
Панегирик Алексею в это время звучит уже совершенно иначе, и идеальный образ
прежнего императора должен служить немым укором его недостойным наследникам.
Сама Анна не скрывает этой установки. Алексей, утверждает писательница, добился
благополучия для империи, а если дела ромеев после него пошли плохо, то причина
этого — тупоумие тех, кто ему наследовал (XIV, 3, стр. 383).
Недвусмысленно проявляет Анна и свою враждебность к Иоанну Комнину. Есть
также основания полагать, что в «Алексиаде» содержится скрытая полемика и с
внуком Алексея Мануилом об отношении к астрологии (см. прим. 654). Интересно в
этой связи наблюдение Р. Браунинга [76] , что
{35} кружок Анны состоял из людей, находившихся в немилости у
двора. Таким образом, можно говорить об определенной оппозиционности Анны к
императорам. Конечно, ее оппозиционность редко выходила за рамки внутрисемейных
распрей, но и этот факт немаловажен, тем более что он разрушает традиционное
представление о византийских писателях как о непременных панегиристах правящих
императоров.
|< Пред. 45 46 47 48 49 След. >|