Страница:
32 из 174
«Старые дамы-благотворительницы раскошелятся на
двадцать франков — и уверены, что «творят добро», и требуют благодарности.
Авиамеханики Лоберг, Маршаль и Абграль, давая тысячу, вовсе не чувствуют себя
благодетелями и никаких изъявлений благодарности не ждут», — говорит он,
рассказывая об истории освобождения из неволи раба Барка: писатель знает, где
искать настоящие проявления высокой морали.
Экзюпери часто обращается к плотнику, садовнику, пахарю, вообще человеку
простого труда — обращается почти всегда, когда ищет вокруг себя что-то
устойчивое, осмысленное, человечное. Механик Деру, «оглядываясь на прожитую
жизнь, ...испытывал спокойное удовлетворение столяра, отполировавшего
великолепную доску: «Вот и все! Готово!» Герой «Южного почтового» — летчик
Жак Бернис, — вылетая в рейс, думает: «Сейчас я только рабочий...» — и
даже оставшееся за хвостом его самолета пространство называет «отработанным» (ни
о каких «взятых с бою крепостях», как мы видим, речи здесь нет).
Едва ли не единственное место во всем творчестве Экзюпери, где органический
демократизм в какой-то степени изменяет писателю, — это образ Ривьера из
«Ночного полета». Кредо директора Ривьера — жестокость, сухость, даже
несправедливость, возведенная в принцип. «Этот человек так силен, что не боится
быть несправедливым», — думает о директоре инспектор Робино.
|< Пред. 30 31 32 33 34 След. >|