Страница:
81 из 99
Все земное есть лишь символ духовного, небесного мира. Человек есть не только земное, но и небесное существо, не только природное, но сверхприродное, духовное существо, точка пересечения двух миров. Духовность и духовная жизнь присущи человеческой природе, как образу и подобию природы Божественной. Дух и духовная жизнь имманентны, а не трансцендентны человеку. Христианское сознание не прикреплено обязательно к тем формам античной мысли, которые порождают натуралистическую метафизику и богословие. И философия духа может быть подлинно христианской философией.
[1] См. книги современных французских томистов - Jacques Maritain "Reflexions sur 1'intelligence" и Garrigou-Lagrange "Lе sens commun. La philosophic de 1'etre et les formules dogmatiques", а также лучшего историка средневековой философии Е. gilson "Le thomismc".*
[2] Много интересного и ценного для выяснения различия между духом и природой можно найти у итальянского философа Джентиле, см. его книгу: "L'esprit acte pur"**. Но в нем слишком сильно влияние идеализма Фихте.
[3] В замечательном исследовании Э. Роде "Psyhe"* рассматривается, как древнегреческое сознание пришло к идее души и ее бессмертия. Бессмертие души не мыслилось естественно принадлежащим человеку, оно принадлежит лишь Богу, герою, демону. Наконец душа была признана за человеком. Но даже внутри христианского сознания дух не мыслится присущим человеку, а лишь Богу. Только мистики видят дух в человеке. Романтизм же есть ущемленность духа душой.
[4] Знающее (ученое) незнание ({лат}.)*.
|< Пред. 79 80 81 82 83 След. >|