Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика :: Березкин Ю. Е.
Страница:
25 из 48
Так как в прошлом умерло много людей, вода, которой умывали лицо покойных, образовала глубокое море, через которое, превратившись в белого медведя, переплывает шаман, авместе с ним — души мертвых, скапливаясь на кистях костюма [110] .
Селькупы. В описаниях шаманских путешествий упоминается море с кровавой водой [111] .
Баргузинские эвенки . Отец, затем старший, средний сын уходят искать жену, пропадают. Младшему старик помогает найти доброго коня. Старуха говорит, что его отца убили дочери Чаган-кана. На пути к ним река крови с берегами из человеческих костей [112] .
Юкагиры . В нижнем мире течет река крови [113] .
Дальний Восток
Нанайцы . 1) Хадо родился из березы, на качелях, кормили его птицы. Xa рубит дерево, чтобы достать качели, но все топоры ломаются. Во сне Хадо велит ему идти к речке крови и к речке гноя, взять из них кровь и гной, смазать ствол. После этого дерево срубили [114] . 2) Душу в загробный мир ведет собака [115] .
Удэгейцы . 1) В худшем месте загробного мира протекает река красного цвета, есть черное болото и черные скалы (архив Арсеньева в [116] ). 2) К дыре на западе шаманы приводят души мертвых, передают их хозяйке загробного мира. Ее собака охраняет вход и не выпускает души обратно [117] .
Орочи . 1) Собака защищала душу охотника на ее пути в загробный мир [118] . 2) Загробный мир собак расположен перед отверстием, ведущим в загробный мир людей [119] .
Нивхи . Существует загробный мир собак, но неизвестно, где именно он расположен [120] .
Айну . Душа приходит к развилке дорог в мире мертвых, одна ведет к селению богов, другая в Мокрую Преисподнюю.
|< Пред. 23 24 25 26 27 След. >|