Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика   ::   Березкин Ю. Е.

Страница: 24 из 48

Дорога идет через реку крови, в ней волны из легких, камни из печени. Старшая дочь старика с трудом переходит ее вброд, съедает стельки из жира в обуви свекрови, бьет оленят по носу. Свекровь превращает ее в камень. То же со средней сестрой. Младшая хорошо сушит стельки, высушивает кровавую реку порошком из ольховой коры, подвязывает красное сукно оленятам в уши [103] .

Мари . Вход в загробный мир охраняют собаки владыки мертвых. Чтобы от них отбиваться, в руки покойному кладут липовую или рябиновую палку [104] . Во время поминовения мертвых собакам подносили жертвенную пищу, сопровождая это обращением к умершим с просьбой уйти после трапезы. По поведению собак судили о взаимоотношении умерших на том свете [105] .

Чуваши. Считается, что когда умершего опускают в могилу, его нагайкой ударяет черная собака. Именно этот удар и отправляет человека в иной мир [106] . «Угощение собак на кладбище поминальной пищей приравнивалось к совместной еде с умершими, ибо покойники на место поминания приезжают верхом на кончике носа собаки» [107] .

Коми-пермяки. Собака — «первая встреча на том свете» [108] .

Ненцы . Начало мировой реки на юге в « семиямном болоте », устье на севере у холодного « моря мертвых ». В верховьях находятся « море с кровавой водой » и дерево, соединяющее землю, небо и подземный мир [109] .

Нганасаны . Умирающим умывают только лицо.

|< Пред. 22 23 24 25 26 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]