История античной философии в конспективном изложении :: Лосев Алексей
Страница:
57 из 176
Итак, если по методу философия ранней классики есть интуитивизм, а средней - дискурсионизм, то зрелая классика античной философии была ноуменальным спекулятивизмом, или эйдологизмом, то есть не интуицией чувственно-материального космоса и не дискурсией над ним, но его диалектикой.
з5. ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА
1. {Дистинктивно-дескриптивный характер системы}, Представителем поздней классики является {Аристотель} (384 - 322). Поскольку Аристотель так или иначе все же относится к античной классике, хотя и к ее последнему этапу, его философская деятельность связана с прежними периодами античной [62] классики. Тем не менее его специфика чрезвычайно выразительна и состоит по преимуществу в огромной склонности к детализации всей философской проблематики и к подробнейшему описательству возникающих при этом тончайших терминологических различений. Можно сказать, что платонизм зрелой классики получил здесь до крайней степени развитой {дистинктивно-дескриптивный характер}. Этот характер философской детализации заставлял Аристотеля часто отказываться от всяких чересчур общих субстанциальных подходов и ограничиваться описанием только единичных явлений. 2. {Энтелехия}. Однако буквально понимать Аристотеля в этом смысле совершенно невозможно. Он не только не отрицает категориальной субстанциальности общего, но, наоборот, считает научным только такое познание, которое умеет во всем единичном находить общие принципы.
|< Пред. 55 56 57 58 59 След. >|