История античной философии в конспективном изложении   ::   Лосев Алексей

Страница: 58 из 176

Его не устраивает диалектика общих категорий ввиду ееслишком большой общности и разъединенности. Тем не менее эти общие принципы не только им признаются, но даже постоянно и привлекаются как подлинная необходимость. Однако тут-то и выявляется сущность аристотелизма. Именно, всякая общность только тогда имеет для Аристотеля значение, когда она действует, становится, движется сама и приводит в движение материальные вещи. Поэтому для Аристотеля важна не сама идея, но ее {текуче-сущностное становление}, ее оформляющая сила, ее потенция, ее энергия и порождаемый ею зрительно-смысловой облик вещи, [63] который он называет "эйдосом". В таком целостно-порождающем виде потенция и энергия становятся для него тем, что он называет {энтелехией}. Поэтому аристотелизм есть учение о {потенциально-энергийной и эйдетически порождающей энтелехии}. 3. {Две важнейшие формулы Аристотеля}. а) В более популярной форме вся эта концепция выражена им в виде четырех основных принципов: каждая вещь есть материя, каждая вещь есть эйдос, каждая вещь выявляет свое причинное происхождение и свое целевое назначение. Это есть уже не столько диалектика вещи, сколько энергийно-смысловое ее оформление. Это относится, конечно, к миру в целом, который движется, по Аристотелю, не чем иным, как умом-перводвигателем.

|< Пред. 56 57 58 59 60 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]