История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий :: Элиаде Мирча
Страница:
569 из 651
Но Асират презрительно отвечает: "Наш царь — Алиййану Баал, он нашСудья, и нет никого выше его" (Ugaritic Manual, nr. 51; перевод: Oldenburg, p. 118). Лишь позже, когда Баал умертвил 77 сыновей Асират, богиня приходит к Илу и убеждает его отомстить.
Йамму идентичен змеевидному дракону (таннину) Латану — Левиафану из Ветхого Завета. Ср. псалом 74:14: "Ты сокрушил голову левиафана". Апокалипсис (12:1) описывает "выходящего из моря зверя с семью головами". О Йамму см. также: Gray. The Legacy of Canaan, pp.26, 86; Oldenburg. Conflict, pp. 32–34, 134–137 и сравнительное исследование T. Gaster. Thespis, p. 114.
О Кусар-и-Хусасе см. комментарии в: Gaster. Thespis, p. 161.
§ 50
О богине Анат можно прочесть и в работах о Ваале; см. также: Arvid S. Kapelrud. The Violent Goddess Anat in the Ras Shamra Texts (Oslo, 1969); M. Pope. — WdM, vol. 1, pp. 235–241; Wolfgang Helck. Betrachtungen zur grossen Göttin und den ihr verbundenen Gottheiten (München-Vienna, 1971), pp. 152, 200; Joseph Henninger. Zum Problem der Venussterngottheit bei den Semiten. — Anthropos, 71 (1976): 129–168.
Об аналогиях между Анат и Дургой: Walter Dostal. Ein Beitrag zur Frage des religiösen Weltbildes des frühesten Bodenbauer Vorderasiens. — Archiv für Wölkerkunde, 12 (1957): 74 sq.
О «каннибализме» Анат (она ест труп Ваала): Charles Virolleaud. Un nouvel épisode du mythe ugaritique de Baal. — Comtes-rendus de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres (1960): 180–186, и наблюдения: Michael С. Astour. Un texte d'Ugarit récemment découvert et ses rapports avec l'origine des cultes bacchiques grecs. — RHR, 154 (1963): 1-15; Astour. Hellenosemitica (Leiden, 1964; rev. ed. 1967), p. 170 sq.; Albright. Yahveh and the Gods of Canaan (N.Y., 1968), p. 131 sq.
Об отношениях между Анат и Астартой ср.: J.J.M. Roberts. The Earliest Semitic Pantheon, p. 37; Wolfgang Helck. Betrachtungen, p. 155. Богиня Астарта кажется двойником Анат и не играет почти никакой роли.
|< Пред. 567 568 569 570 571 След. >|