История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства :: Элиаде Мирча
Страница:
649 из 693
, кроме трудов Нюберга,Дюшен-Гийемена, Ценера и Виденгрена: G. Gnoll Osservazioni sulla dottrina mazdaica della creazione, p. 180 sq. — Annali dell'Istituto Orientate di Napoli, N.S., 13, 1963, pp. 163–193); 5. Shaked. Some Notes on Ahreman, the Evil Spirit, and his Creation. — Studies in Mysticism and Religion presented to Gershom G. Scholem, Jerusalem, 1967, pp. 227–234); idem. The notions menog and getig in the Pahlavi textes and their relation to eschatology. — Acta Orientalia, 32, 1971, pp. 59-107; Mary Boyce. A History of Zoroastrianism I (Leiden, 1975), p. 229 sq. См. также: Henry Corbin. Le Temps cyciique dans le mazdeisme et dans 1'ismaelisme. — Eranos-Jahrbuch, 20, 1955, pp. 150–217. [826]
§ 216
Источники по мифу о Гайомарте частично переведены и прокомментированы в: A, Christensen. Les types du premier homme et du premier roi dans 1'histoire legendaire des Iraniens (Leiden-Uppsala, 1917–1934,1, p. 19 sq.; S.S. Hartmann. Gayomart, etude sur le syncretisme dans l'ancien Iran (Uppsala, 1953; не слишком убедительно) и М. Mole. Culte. mythe et cosmologie, p. 280 sq., 409 sq., 447 sq.
Содержательные обзоры: Duchesne-Guillemin. Op. cit., pp. 208 sq., 324 sq.; Zaehner. Dawn and Twilight, p. 180, 232, 262 sq.; M. Mole. Op. cit., pp. 484 sq. (критика работы Хартмана). К. Хофман выявил сходство Гайомарта с полубожественным ведическим персонажем, Мартандой ("смертное семя"); ср.: Martanda et Gayomart. — Munchener Studien zur Sprachwissenschaft, II, 1957, pp. 85-103.
По теме «макрокосм-микрокосм» и ее связи с космогонией и с ГаЙомартом см.: Anders Olerud. L'Idee de macrocosmos et de rnicrocosmos dans le Timee de Platon (Uppsala, 1951), p.144 sq.; Ugo Bianclii. Zaman i Ohrmazd. Lo zoroastrismo nelle sue origini e nella sua essenza (Torino, 1958), pp. 190–221 (p. 194 sq., критика Olerud}.
В иудейской среде обнаруживаются аналогичные умозрения по поводу имени Адам. Один из текстов "Сивиллиных книг" (III, 24–26), датируемый II или 1 в. до н. э., объясняет имя Адам как символ Космоса: А = anatole, Восток; D = dusis, Запад; А = arktos, Север; М = mesembreia, Юг. Ср.
|< Пред. 647 648 649 650 651 След. >|