Из Внутреннего опыта :: Батай Жорж
Страница:
25 из 27
Но такой опыт, в котором разражается смерть Бога, своей тайной и светом своим открывает собственную конечность, беспредельное владычество Предела, пустоту этого преодоления, в котором он изнемогает и изменяет себе. В этом смысле внутренний опыт есть целиком опыт невозможного (поскольку невозможное есть то, на что направлен опыт, и то, что конституирует его). Смерть Бога была не только событием , вызвавшим известную нам форму современного опыта: смерть Бога смутно очерчивает его скелетообразную нервюру.
Перевод, постскриптум , примечания С.Л.Фокина
. * Bataille G. L'Experience interieure.P.: Gallimard.1954.P. ** Никто кроме него не понял так глубоко возможности сознания (ни одна доктрина не может сравниться с гегелевской, это вершина позитивного сознания). Кьеркегор критиковал ее поверхностно ибо: первое - знал ее не в совершенстве, второе: он противопоставляет систему только миру позитивного откровения, но не миру незнания человека. Ницше не знал из Гегеля ничего кроме обыкновенного переложения. "Генеалогия морали" образует своеобычное свидетельство неведения, с которым относились и относятся к диалектике господина и раба, ясность которой просто разительна (это решающий момент в истории самосознания и, следует сказать, в той мере, в какой мы должны отличать одно от другого то, что касается нас - никто ничего не узнает о с е б е, если не схватил заранее этого движения, которое определяет и ограничивает последовательные возможности человека). Фрагмент о господине и рабе "Феноменологии духа" (IV, A) переведен и прокомментирован А.Кожевым в журнале "Mesures" (15 января 1939) под названием: Антиномия и зависимость самосознания (Перепечатано: Kojeve A.
|< Пред. 23 24 25 26 27 След. >|