Японская художественная традиция   ::   Григорьева Татьяна Петровна

Страница: 523 из 527

Эту глубокодиалектическую природу художественной гармонии необычайно остро почувствовала и выразила эстетика барокко, а в XIX веке — романтическая эстетика» [ 192 , с.17].

7. Принцип подвижного равновесия не мог не оказать своего влияния на быт китайцев и японцев. Сведения подобного рода можно найти у В.М. Алексеева: «Китайское коромысло, сделанное из длинной бамбуковины, качаясь и склоняясь на концах, может выдержать гораздо большую тяжесть, нежели русское, негнущееся» [ 5 , с.73]. Это можно понимать метафорически: подвижная гармония более устойчива, чем неподвижная, статичная.

1. Эти факты почерпнуты мной из рукописи книги Дональда Кина «Японская литература XVII-XIX столетий» (см. [ 71а ]).

2. Макото Уэда намекает здесь на стихотворение Басё, в котором выражено чувство саби :

Между деревьями сакуры

Стоит один

Кипарис.

3. Дзэн иногда понимают как вседозволенность. В этом одна из причин его популярности на Западе. Но легковерные ревнители дзэн забывают, что, согласно дзэн , подлинную свободу, несвязанность, обретает тот, кто победил себя, достиг «не-я», стал единым с миром. Тот, кто пережил просветление, не будет ставить себя выше других, не посягнет на чью-либо свободу. Идеал дзэн противоположен ницшеанскому сверхчеловеку: совершенно забыть себя, стать в некотором роде вещью, чтобы жить в одном ритме с природой.

4.

|< Пред. 521 522 523 524 525 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]