Эволюция средневековой эстетики :: Эко Умберто
Страница:
194 из 205
Elementi di filosofia. Milan, 1948. V. 2, ch. 5.
Wencelius L. La philosophie de l'art chez les nйoscolastiques de langue franзaise. Paris, 1932.
Среди всех этих произведений работе «Art et Scolastique» («Искусство и схоластика») Ж Маритена принадлежит одна несомненная заслуга – этот труд открыл для публики, не слишком узкоспециализированной, возможность говорить об эстетике в терминах средневековой философии – независимо от того, приемлема или неприемлема ее сущность. Эта книга получила отклик в кругах, весьма далеких от влияния католицизма и зачастую вовсе равнодушных к средневековой культуре. Например, в Соединенных Штатах ученые светских взглядов увидели в томистских категориях достаточно убедительное выражение собственмаемого чувствами, соединенное с теорией художественной интуиции как schema dinamique (динамической схемы), незаметно толкает томизм к слиянию с бергсонианством: получается menstruum (чудовище), которое лишь пыл и искусная аргументация Ж. Мариена могли сделать поначалу приемлемым.
И только в своем произведении «Creative Intuition» («Творческая интуиция») Ж Маритен освобождается от этой двусмысленности, обращаясь к самостоятельному рассмотрению эстетики, в котором далекие томистские праисточники играют роль свободно усвоенной исторической лекции. В любом случае именно Ж Ма-ритену мы обязаны тем, что средневековая эстетика живо вошла в современную эстетическую проблематику, а это заслуга немалая.
|< Пред. 192 193 194 195 196 След. >|