Эволюция средневековой эстетики :: Эко Умберто
Страница:
196 из 205
Комментарии разных авторов к книгам Сентенций Петра Ломбардского: Sent, (перед Sent, проставляется порядковый номер комментируемой книги).
2 Curtius E. R. Europaische Literatur und lateinisches Mittelalter. Bern, 1948 (cap. 12, par. 3).
3 Алкуин признает, что гораздо легче любить «species pulchras, dulces sapores, sonos suaves etc.» (красивый образ, сладостный вкус, наиприятнейшие ноты), чем любить Бога (ср.: Rhetorica. P. 550). Но если мы обратимся к этим наслаждениям исходя из любви к Господу, то придем к amor omamenti (любви к украшениям), роскошно украшенным церквам, к прекрасному пению и прекрасной музыке.
4 Ср. Annales ordinis cartusiensis//PL 153. Col. 655 sq.
5 Св . Бернард . Apologia ad Guillelmum. Sancti Theodorici Remensus abbatem//PL 182. Col. 914.
6 Мы ни в коем случае не сможем пренебречь, как художественно устаревшим, этим латинским стихотворением; обращаясь к таким произведениям, как «Stabat Mater» и «Dies Irae», Курциус утверждает, что до Данте не было ничего подобного по художественной силе (см.: гл. 17, пар. 3). С другой стороны, мы обнаруживаем там сознательные технические приемы, которые не могли не стимулировать размышлений теоретического плана. Не надо забывать, что именно эти гимны дали решающий толчок изобретению рифмы.
7 Исповедь. X, 33.
8 S. ТН. II—II, 91.
9 PL 183. Col. 901. Ср.: ЕТ. III. Р. 38.
10 Боэций. Утешение философией. М., 1990. III, 8.
11 Ср.: Хёйзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. Гл. XI.
12 PL 182. Col. 1193.
13 PL. 184. Col. 129.
14 PL 176. Col. 951. Ср.: ЕТ. II. P. 5.
15 PL. 204. Col. 481.
16 PL. 184. Col. 163.
17 Ср.: Mortet V. Recueil' de textes relatifs a l'histoire de Farchitecture. Paris, 1911-1929, passim.
|< Пред. 194 195 196 197 198 След. >|